суббота, 13 марта 2010 г.

Архимандрит Шио (Габричидзе) «Скажи мне, отче…»

Архимандрит Шио (Габричидзе)

Скажи мне, отче…

Стихи
пер. с груз. Валентин Никитин

Сыновья – слава отца

Не было сил порой, чтоб воспрянуть
И для борьбы не хватало разбега.
Но, лишь почуем запах бесовский,
Мы воспаряли выше Казбека!

Били наотмашь мы супостата
Всем, что под руку нам попадало!
Били в набат, и в море свергали
Хищников вероломное стадо!

Образ родных, чтобы сердце горело
И трепетало до боли и дрожи,
Надо лелеять, любя и рождая…
Львят мы тогда лишь вырастить сможем.

Сами же львы, взращенные нами,
Выучки жаждя, спросят ответа.
Мы воспитаем наследников славных,
Лишь обуздавши табун лютых бесов…

Будем хранимы тогда сыновьями, -
Ствол охраняющей ласковой кроной.
Не посрамится, рожденное нами,
Благословенное дело, святое.

Наши сыны – вот отцовская слава,
В них образ матери, совесть народа.
Ради детей принесем себя в жертву
Ибо ответим за них перед Богом.
25.1.1996


***
ЖЕРТВА, КОТОРУЮ…

Хотел всегда, чтоб было мое слово
Острее лезвия ножа,
И сердце было к милости готово,
Здоровьем духа дорожа.

Чтоб крылья благодарности
до неба
У жизни вырастали, как оплот.
Чтоб спорилось в руках моих то дело,
К которому призвал меня Господь.

Чтоб жертва фимиама из кадила
Была богоугодна, чтоб меня
Созвездье предков приняло как сына,
Которого заждалась вся семья.

Чтобы мои деянья перед Богом
Служили оправданием моим…
Живя молитвой
в сей земной юдоли,
Чтоб в жизни той
я благодатью жил!
23.01.2001


***
В образе человека явиться пожелал Бог

Господь для своих созданий -
Закон и порядок,
Творец Он и Промыслитель
Всего мирозданья.

Господь пожелал явиться
В образе человека,
С Неба пришел на землю,
Чтоб возвратиться на небо.

Приняв помазание миром
В тайне Крещенья,
Земные, становимся здесь же
Мы жителями вселенной…

Родившись новым Адамом
После крещенья,
Мы помнить должны о призванье,
Кресте и награде…
14.10.2001


***
Дети мы Богу родные

Мы Господу дети родные,
Мы чада света и солнца,
Коль исповеди правдивые
Взывают к Нему из сердца -
Из сокровенных глубин!..
Аминь.
1.12.2001


***
СВЕТ ЛЕЛЕЯЛИ И РАСТИЛИ


История - вот наш язык:
Присяга верности святого,
Язык, что выучен у Бога,
Чью благодать народ постиг.

То прародителей урок,
Зов матери, отца призывы:
Язык в раю они взрастили –
Для Бога ангельский цветок!

И были Божьими детьми,
Невинны были и бессмертны;
Правдивей не бывают дети,
Когда не ведают вины…

И свет сиял в очах у них,
И в языке звучали лиры! -
До той поры, как плод вкусили,
Запретный плод страстей земных...
1 ноября 2001 г.


***
НЕВИННОСТЬ РАССУДИТ, НО НЕ ОСУДИТ

Каков ты есть, -
Бог зрит тебя таким!
Игра-игрой,
будь безупречной даже,
Но ею ты от Бога отдалим
И отделим, -
то жребий неудачи.

Богоугодны скромность,
простота;
Но детскость и невинность
Богу ближе:
Мать святости – невинность!
Всех она
Рассудит,
никого не осудивши.
19 сентября 2001 г.


***
КОГДА ТЫ С БОГОМ

Когда ты с Богом,
Нет слова «враг».
Бог есть Любовь.
Есть Бог…
Есть ты!
19.09.2001


***
ТЫ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ СОБОЙ И НАЯВУ,
И ВО СНЕ…


Богу служенье предполагает
Всех предстоящих – мертвых, живых ли…
Каждому долю свою полагает
В жизни и смерти, свадьбе и тризне.

Нам о себе позаботиться надо
Так, чтобы с Богом быть неизбывно.
В этом отрада, и к этой награде
И наяву и во сне каждый призван.

Каждому мера тепла и угрева,
Но от чрезмерного жара всё вянет.
Пища нужна для души, а не чрева!
Ты – человек, коль жива эта память.

Каждому мера тепла и угрева,
Ласку струящее чистое лоно,
И попеченье хозяина дела;
В том и любовь, что превыше закона…
1996 г.


***
Знаю одно я – Бог существует,
Все остальные знанья греховны.
Бог всего сущего сотворитель,
В верной молитве – знанье благое.

Будет молитва правильной, если
Жизни взыскуешь богоугодной,
Коль своеволье преодолеешь
И распознаешь к храму дорогу…

Будет молитва правильной, если
Плоть ты распнешь на кресте,
помолившись.
Пагубной смерти природу признаешь,
И с благодарностью свечи затеплишь.
16 августа 2001 г.


***
НЕ ДОГНАТЬ СЕРДЦЕ РАЗУМУ…

Ставит жизнь постоянно вопросы.
Ты, как можешь, на них отвечаешь...
Только то, что другому так просто,
Ты в высоких мечтах усложняешь.

Старожил удивится бывалый
И осудит, назвавши безумцем…
Но Господь путь управит твой правый,
Если к делу стремишься всем сердцем.

В деле Божьем молитвы на страже,
Мудрость мира – поверженный идол.
Не догнать сердце разуму, даже
Будь он в тысячу крат дальновидней!
2 апреля 1998 г.


***
СЫН МОЙ, ОСТЕРЕГАЙСЯ…

Сын мой, остерегайся
Легких путей, сомнительной цели!
Лучше прилежно последуй
Поприщем тем, что от Бога.

Тем, что учение Церкви
Благословляет издревле -
Где с молоком материнским
Предками путь уготован.
6 августа 2001 г.


***
ПРАВЕДНО СТОЙ У ИКОНЫ СВЯТОЙ

Коль тебе Еву дано полюбить,
Пусть для тебя она станет свечой –
Ярой, готовой воспламенить,
И напоенной пред Богом тобой.

Ту и полюбишь, и в жены возьмешь;
Ты – ей Адам, в ее имени – жизнь.
Райскими первые дни назовешь…
Разве блаженство тех дней сохранишь?

Годы пройдут, промелькнут, пролетят…
Сердца лукавый коснется, увы.
Станешь ты Еву свою укорять
И виноватить ее без вины.

Нетерпеливость - лукавого жест,
И в нетерпимости - козни его …
Бог тебя хочет предостеречь,
Смиренномудрие Богом дано.

Праведно стой у иконы святой,
Молча молись, примиренный со всем,
Благословляемый высотой:
Бог тебе Сам предстоять повелел.

Праведны очи у верной жены
И колыбельная матери песнь,
Свет нам струящие с той высоты,
Где в небеса воздымается крест…
31 марта 1998 г.



***
ПАТРИАРХУ

От Господа днесь
Ты нам Патриарх и отец,
Для нас Человек,
Бесценный воистину клад…

Хотим свою жизнь
Ковром для отца расстелить
И силою плеч
Поднять к небесам от земли!

Ведешь тем путем,
Чтоб небо воскресло в груди,
С великим Ильей
Кровь, в нас вопиющая, - ты!

Единства и мы
Хотим, чтобы жизнь обессмертить,
Монахом чтоб стать,
Светильником веры, как ты.

Будь долог твой век,
Да узришь всю Грузию в мире,
Пред ликом Христа
Склонившей колени в молитве.

С Гергетской, с иной -
В честь Троицы дивной иконой –
Чтоб ты полюбил
И наш Шавнабад боголепный!
17 января 1997 г.



***
И дня не пройдет,
чтоб с болью не вспомнил тебя я…
Отцу

И дня не пройдет,
Чтоб с болью не вспомнил тебя я.
И дня не пройдет,
Чтоб стон мою грудь не разжал.
И дня не пройдет,
Чтоб мысль о тебе не витала,
И дня не пройдет,
Чтоб ты мне руки не подал...

В беседе с тобой,
В ладу с тобой к Богу взываем,
В согласье с тобой
И миром осмыслено всё –
И родины честь,
И совесть страны, и деяний
Твоих добрый плод,
И наши труды заодно.

На пике горы,
Где ты заповедал нам место,
Всем сердцем стремлюсь
Наказы твои исполнять,
И паству умножить,
Чтоб Богу служили мы честно –
Единый народ,
Ополченцев духовная рать.

И дня не пройдет,
Чтоб ты не напомнил о смысле
Советов своих,
Заповеданных Богом дорог!
Я новых не тщусь
Искать горизонтов в сей жизни;
Дай Бог то свершить,
Что ты мне в молитвах предрёк.
25 декабря 2001 г.



***
Человека видно на свету…

Разве нет того, чего не видно?!
Мин не увидать на минном поле,
Но на них взорвавшиеся танки
Видели мы часто в чистом поле!

Разве око зрячее всё видит,
Замечает всё, чему дивятся?
Если волк в овечьей шкуре, можно
Убыли овец не удивляться.

Главное, чтоб правильно взирать нам,
Делать шаг за шагом прямо, верно.
Чтобы жил ты по уставам Церкви,
Чтобы сына воспитал примерно.

Грусть – обуза, коль она чрезмерна,
Праведному делом воздаётся.
Правда там, где свет, а человек ведь
На свету, мой сыне, узнаётся
1996 г.



***
Я в деснице Твоей был героем

О Господи, Ты мой спаситель,
Ты – моя сила!
Отвёл опасностей тыщу,
Несметно - врагов…

Моя слепота Тебя, Боже,
Не отвратила,
Вождем моим стал Ты и стражем,
Храня от оков.

Ты светом пространства владеешь,
Ключами времён,
Как мать за дыханьем младенца,
За мною следя;

Ты стал мне приветливым другом
И опекуном…
Пусть Имя святится Твоё
И слава Твоя!

Твоими руками несомый,
Героем я был.
Я стал полководцем, а ныне -
Монахом Твоим.

Дворцы, с упованьем о небе,
Как зодчий, воздвиг.
Ты хлад в моем сердце, о Боже,
Как снег, растопил.
Ноябрь 2001 г.



***
ПРАВЕДНОСТЬ – САМА РОДИНА

Праведны очи детей воистину.
Свет небосвода свят для всякого.
Праведность свыше дана величию.
Праведность правды всеми оправдана.

Праведна дивно святых молитва,
Праведна нежность любви материнской.
Праведность ко всему открыта
Если душа гордится отчизной…

Праведна родина самая малая -
В сердце душа, якорь вышней обители.
Праведна жизнь, красотой осиянная
И осененная легкими крыльями.

Праведность - вот для царей дорога,
Для небожителей райское странствие!..
Праведность эта возлюблена Богом, -
Праведность времени и пространства…

Нечисть и зло доброта изгоняет
И обращает в ничто мира мудрость.
Праведник дышит воздухом рая,
Чистой, наполненной жизнью грудью.

Праведности нельзя обучаться,
В Боге она неизбывно сокрыта.
Праведность - это дар Жизнедавца,
Праведность - это сама молитва.
3 мая 1996 г.



***
Кровь забурлит, коль чистая…

Юной природы благоуханье
Нам, как букет, преподносит поэт…
Отклик находит он в замкнутом сердце -
Ты благодарственный шлешь свой привет!

И ощутив в полувысохшем теле
Чистую кровь, что бурлит на призыв,
Явно ты видишь, как оживаешь,
Про седину на висках позабыв…

Благоуханьем весны осенён ты,
К юности снова причастна душа,
Вновь устремленная в эмпиреи,
Горнею силой вознесена!

Как же люблю я поэта за правду,
Искренность и благородство души!
Он есть целитель, который излечит
Язвы народа как язвы свои.
20 января 2001 г.



***
К ПОЭЗИИ

Высь Господня, ты сестра и мать мне,
Мой покров, защитница моя!
Сад блаженств я бросил невозвратно,
Тернии от плевел отделя.

Ты от благодати, Ангел мудрый.
Не моя, лишь только Божья ты…
Я в твоем лице читаю утра
На траве росистые следы.

Ты как убегающая серна
В недоступных смертному горах…
Рай - в эдеме, сердце в моем сердце,
Солнце в моих мысленных мирах!

Упованья все и все стремленья –
Скромный мой, во славу твою храм!
Так прими же в жертву вдохновенье
И его священный фимиам…
13 мая 1995 г.



***

Ты есть, доколе
Ты есть,
доколе
Ты распят,

Пример являя ближнему,

И зов,
и призыв, -

Строитель обители!
август 2001 г.



***
Если молиться не будешь
Один лукавый
От тебя уйдет,
Но тотчас явится другой.
Если не будешь молиться,
Не будешь бодрствовать
И с бесом воевать!
24 марта 2001 г.


***

Архимандрит Шио (Габричидзе) «Скажи мне, отче…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий