суббота, 13 марта 2010 г.

Архимандрит Шио (Габричидзе) «Скажи мне, отче…»

Архимандрит Шио (Габричидзе)

Скажи мне, отче…


Стихи
пер. с груз. Валентин Никитин


ПАТРИАРХУ

Повелел мне – сказку напиши,
Чтоб звучала мудро, как псалом…
Море в ней вспаши, засей, пожни, –
Не земным лишь хлебом мы живем!

Море вспахать, засеять и сжать?
Так отразится в нем память небес! -
Нам в назиданье чтоб каждая мать
Видела в детях росточки чудес...

Море вспашу, засею, пожну,
Тот урожай до небес! – твердо стой!
Вера - скала, на скалу восхожу,
Грузия стала этой скалой.

Дискос с потиром – кровь в них и плоть,
Это лучи вифлеемской звезды:
Знак свой Иверии явит Господь,
Мир озарится! - растопятся льды.

Жизнь начинается заново, жизнь!
Ясен исток - и поток будет чист.
Столп Животворный над Грузией – в высь!
Благовест в небе рассветном звучит...
14 января 2001 г.


***
Благодаренье инока

Умру ли я? – Да будет так!
Иль исцелюсь я? - Аминь!
На всё Господня воля, Он благ
Я в Божьей деснице, я – сын.

Болезни? У Бога им быть нельзя,
Господь – мой путь и стезя….

Сокровища все мои – в Нём, я прав,
Когда Бог во мне, я – в Нём!
Всё сущее в мире, от звезд и трав
До гнезд, где сную муравьём…

Я есмь сосуд, что вмещает всё
Что зримо и скрыто, я -
Начало свободы и торжество
Личного бытия…

За мир и Господнюю благодать,
За иноческий мой сан,
Я славу Господу воссылать
Во веки веков
Готов!..
10.08.2001


***
Скажи мне, отче..

Что бы ни делал каждый,
Делает это себе он, -
Так говорил отец мне!

Этот призыв к служенью
Сопровождал меня всюду
И придавал мне силы…

Что бы ни делал каждый,
Делает это себе он, -
Эти слова я запомнил,
Как алфавит ребенок.

Азбучным сим наставленьем
Ныне стою умудрённый,
Там, где возводится храм
Для моего народа...

Здесь, где слышна молитва,
Где благодать нисходит,
Строю ступень за ступенью,
Чтоб возвести потомство
На высоту служенья…

Отче, тебе спасибо,
Что не щадил усилий
На воспитанье сына,
Этому жизнь всю отдал...

Ныне и я, твоими,
Отче, иду стопами,
Помыслы небу вверив,
Времени бег смиряя…

Праведными очами
Буду взирать на потомство,
Ради его блаженства
Глаз не сомкнув ночами!
23.08.2001


***
Молчание красноречивей слов

Молчанье ныне слов красноречивей!
Пусть зверь хрипит и в ярости рычит,
Неистовствует, обуян стихией!
Но истина права, она молчит,
Ей надо быть сильней и прозорливей…

У праведного с пальцев каплет мёд
И свечи оплывают за молитвой,
И ангелы в глаза ему глядят…
А зло, коварно затаясь пред битвой,
Нож точит, извергает гнусный яд
И заряжает пушечные жёрла -

С тех самых пор, как вертится Земля
По воле супостата и на нас
Свое дыханье бездна распростёрла…

Но жертвенность отцов и матерей
(Я ради них и их детей служу)
Превозмогает даже козни ада!

Пусть новый мир идет стезей своей,
Помилуй его, Господи, молю
И дай дождаться Твоего возврата!..
15.08.2001


***
Если потомство мы видим орлами…

Веришь ли? – станет Дарьял, как Цалкоти:
Преобразятся под храмами скалы…
К вере ведущие Божьи дороги
Выплавим мы золотыми брусками!

Лишь человеку сие не под силу,
Помощь Господня дарует победу.
Нет ничего тогда неодолимого,
Это написано черным по белому.

Вера как пламя, чей огнь не сгорает, -
Неопалимая Купина!
Вера – та сила, что горы сдвигает,
Вышней любовью вдохновлена.

Вера – обожения начало,
В ней различение зла и добра.
Жнем, что посеяли; мы - достоянье
Тех, кому кланяемся с утра.

Если ж родителей чтим мы и любим,
Если потомство растим, как орлят,
Бремя забот легкой ношею будет
И отзовется надеждой стократ!
17 февраля 2001 г.


***
Так у обители выросли крылья…

Дело есть слово, благодать есть дело,
Делом портреты рисуем своим.
Шио Мгвимский в Шио-мгвиме
Гнезда двум тысячам иноков свил!..*

Так у обители выросли крылья,
Очи монахов воздеты далече, -
К небу простертые благостным Шио,
Что утвердил их на крыльях, как свечи.

Здесь года два вместо солнечной манны
Чад послушанье святого питало.
В сыне отцовское спорится дело,
Сыном гордясь, превозносится мама.

Ценится множеством паствы священник,
Веру ее высоко утверждая.
Плотью Господней является Церковь,
Сердце, простертое к ней, исцеляя…
1996 г.


***
Помяните меня в молитвах...
Стихи и дела солидные
Лишь радости приносили мне.

Всей жизнью своей без пауз
Воздать за это пытаюсь…

Отцу ли, матери – старшим,
Хотелось ответить помягче.

Хотелось для всех стать опорой,
Надеждой нерукотворной…

Чтоб деткам осиротелым
Молитвами путь был устелен

Словами чтоб и делами
Бога они прославляли!

Так я пытаюсь всей жизнью
Потомство звать к благочинью…

Когда будете в райских оливах,
Помяните меня в молитвах!
3.11.2001.


***
В КРЕСТОВОМ МОНАСТЫРЕ

В Крестовом плакали монастыре –
Народ и монахи,
и стар, и млад…
И очи, воздетые там горе,
Как будто и ныне
слезы струят…

Там души
дух жертвенный
обуял, -
Во имя Грузии
жертва сия…
Минувшему славному
посвящал
Каждый от чистого сердца себя…

Там мы присягнули
предкам своим
Без них нам было уже невмочь…
Союз наш исконный неразделим,
Как мать и ребенок –
сын или дочь.

То – дети Грузии,
свет ее -
Посланцы рая –
небес привет!
И нам, потомкам,
хранить дано
Необоримый святой завет.
январь 2000 г., Иерусалим


***
Господу

Лишь голодный знает цену
Хлеба малому куску.
Я возжаждал Твоей славы,
Взгляда Твоего взалкал…

Мост, что толщиною в волос,
Прошагал я тыщу раз…
Он не разорвался, чудо!
Как Тебя благодарить?!

Дал слепому Ты прозренье,
Воскресил меня из мертвых…
Путь мне свыше уготовал,
Оттого я стал монахом.

Ах, как жаль, что я доныне
Так блуждал, не с тем боролся,
Сколько раз над бездной стоя…
Ты ж протягивал мне руку!

И хоть я о том не ведал,
Ты лелеял, как ребенка,
И растил меня, о Боже,
Колыбель всю жизнь качая…
1996 г.


***

СПАСИБО, МАМА, ЗА ЖИЗНЬ!

Борьбой с судьбою
вся жизнь твоя
Была –
самой высшей доблестью!
Не зная Святого Писания,
Жила ты,
хранима совестью.

И, как подобает матери,
Чье званье святой равняется,
Согласна во имя родины
Была ты принять распятие!..

О вере вопрос, наверное,
Встречая молчаньем горестным,
Была бесконечно предана
Ты небу, земле и совести.

И кротость твоя, и женственность,
Во имя родины - жизнь твоя!
Нигде я не видел лучшего!
Спасибо, моя пречистая!

За жизнь – дар святого образа,
В том вера твоя и религия!
Я твой ученик, родимая,
Как инока благослови меня!
18 июля 2001 г.


***

МАТЕРИ

Мне и той боли достаточно, мама,
Что я тебя не сумел уберечь!
Вот отчего твою боль непрестанно
Я ощущаю, как некую речь…

Хочется быть и сейчас тебе сыном
Нежным и чутким, усвоив урок…
Смелым героем и неукротимым,
Как ты хотела… как я не смог!

Что же, в остаток дней моих сирых,
Коль суждено мне еще идти,
Чтоб оказаться достойным сыном,
Я, словно в пламя, готов войти!

Вновь я твои глаза вспоминаю
И ослабевшие руки твои…
Ты героиней была, моя мама, -
Славы достойная, в нимбе любви…
18 июля 2001 г.


***
Милая моя мама..

Милая моя мама,
В страх повергавшая дэвов,
Стойкости ты учила
И ограждала надежду.

Сердце свое истомила,
Выплакала слезами...
Как за свечой, тянулся,
Я к твоей благодати…

Милая моя мама,
В страх повергавшая дэвов,
Есть в душе моей тайна,
Боль, что ношу в себе я...

Сердца рукой коснись же
И исцели в нем рану!
Милая моя мама,
В страх повергавшая дэвов!
23.10.2001


***
О Боже, даруй благодать

Не мог ничего я свершить
И делу дать ход,
Пока не пролью свою кровь,
Не изнурю свою плоть…

Так вот отчего любим так
Святого Георгия,
И царь наш великий Вахтанг
Трудами столь дорог нам!

Их жизнью, величьем трудов
Живы и поныне мы.
Так будет вовеки веков!
О Боже, помилуй ны!

Пока продолжаем свой путь,
Душа еще в теле,
Бессонных ночей не сомкнуть
Нам в праведном деле.

О Боже, даруй благодать,
Чтоб мог свою жизнь я
Тебе и потомкам отдать,
А дело - Отчизне.

Пока не умру, чтоб воспрять
Блаженным, как иерей,
Твоя не сойдет благодать
На этих детей!
10.10.2001

***

Архимандрит Шио (Габричидзе) «Скажи мне, отче…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий