суббота, 13 марта 2010 г.

Архимандрит Шио (Габричидзе) «Скажи мне, отче…»

Архимандрит Шио (Габричидзе)

Скажи мне, отче…

Стихи
пер. с груз. Валентин Никитин
***
УШЕЛ К РОДИТЕЛЮ…

Пришел Спаситель,
Жил, ушел –
Ушел к родителю,
К Отцу ушел!
Август 2001 г.



***
ОТЦЫ СДВИГАЛИ ГОРЫ СЛОВОМ…

Господь исцелял нас словом,
Отцы им сдвигали горы.
Зиждительной силой слова
Потомство призвано строить.

За слово надо бороться –
Им Божье дело воспели.
Мы жизнь посвятить сумеем
Тогда благодатной цели.

Достойным путем должны мы
Идти, зажигая свечи,
Чтоб нам сегодня воздвигнуть
Надежды завтрашней храмы…

Нам слово святое нужно,
Чтоб стало священным делом,
Врага обратить чтоб в друга,
И волка пасти с оленем…
8 октября 2001 г.



***

ОСТРОВ ЖИЗНИ

Каждый смотрит в другом на себя же,
Видит душу душа,
сердце – сердце;
Зрит в народе монах
остров жизни,
А народ видит
остов в монахе.

Инок любит себя,
в люд взирая,
В келью вводит он мир
мiру смежный…
Восхищен благодатью Господней,
Его чтит за безумца невежда.

В огнь не раз входит инок, и что же?
Гаснет пламя, - и чествует утро
Чистоту и правдивость монаха,
А монах – первозданность рассвета.
Декабрь 1996 г.



***

ЖИЗНЬ ТОГО СТОИЛА,
ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ ГЛАЗА


Дела мои! –
любимые мной дети,
Которые мне сердце распахнули…
Над ними руки трепетно воздеты,
Я терпеливо их в глаза целую.

Всё лучшее по милости Господней,
Отцовскую заботу и утеху
Им отдаю…
искоренить пытаясь
Те сорняки,
что сыновьям помехой.

Я вырастить хочу своих питомцев
Достойными хозяевами жизни,
Чтоб мог сказать им
даже из могилы –
Жить стоило,
чтоб вам открыть глаза!
31 декабря 1996 г.



***

С болью носим отчизну в себе…

Пора кутежей позади,
И мы не пируем отныне, -
Ведь так беспробудно кутили,
Что чудом не вымерли мы!..

Отчизну, что разорена,
В себе с болью носим сегодня…
Уже не сопьемся! Господня
Десница над нами видна.
4.11.2001



***
Синдром обмана

Я врать не любил,
только лгал постоянно,
Химерой обмана отравлена жизнь,
Почти пролетевшая!
Жертва обмана,
Я стал одинок и отнюдь не речист.

И сам я,
и каждый герой мой –
обманщик,
Что «щедрым даяньем» кого-то надул…
Обманом, обманом,
химеры плодящим
Стал каждый зарок, и обет, и посул!

Спаси от сетей колдовских меня, Боже,
От духа лукавства, его ерунды!
Вослед за молитвой, что тише и строже,
Путь к правде открой и на нем утверди!
05.2001



***

Острый голод
Это свет,
Это путь,
Это жизнь –
истина!
Тот, кто жаждет
Светить,
Идти,
Жить,
Он - истинный гражданин,
Он станет блаженным!..
6.09.2001



***

Остановись, старик в юношеской чохе

Будьте мудры, как змеи,
Писанье провозглашает,
Будьте просты, как голуби -
Учит и назидает.

Каждое дело взвесьте
Разумом трезвым,
Путь начинайте к цели
С детским вы сердцем!

…"Мчит меня без пути,
без следа
Мой мерани" …
Что ж ты сетуешь,
предок мой?!
Ты замри в стременах…
Божий Ангел
Пролетает над нашей страной!

Радость Ангела - о народе,
Что свой взор к небесам устремил,
Пробудясь от спячки бесплодной
И исполнясь духовных сил…

Так постой же, старик, одетый
В чоху юношескую, постой!
Чтоб исполнить отцов заветы,
Передышки хотим простой…

Нарисуем страну, что взмолилась,
Что всецело просвещена
И пред Господом преклонилась,
Как раскаявшаяся душа…



***
Так! - в горниле веков сумея
Закалиться, выйдя из смут,
Мы поднимемся с мудростью змея,
С сердцем голубя – в дальний путь!

И молитвой благословимся,
На вершины духа взойдя,
И бессмертия причастимся
В светоносных лучах Креста!
11.01.2001

«Мерани» – крылатый конь в одноименном стихотворении Николоза Бараташвили, олицетворение поэтического вдохновения (Пегас в европейской поэзии)



***

Бодрствуй ради них...

Боже,
помоги мне!
.. .и защити меня,
Боже,
помоги
моим детям и потомству!
на путь наставь их,
бодрствуй ради них!
08.2001.



***

Боже, храни эти горы
Жажду Твоим я живым
Образом быть и подобьем,
Чтоб исцелять от кручин
Словом и делом своим
И врачевать горечь скорби…

Жизнь своим детям отдать,
Внукам, их внукам – потомству,
Крест на плечах свой поднять,
Подняться
к Тебе
на Голгофу…

Боже, сподоби сердца
Прадедов чистой молитвой,
Завоевать навсегда,
Стойкостью моей чистой!

Боже, храни эти горы,
Радости тихой обители!
Сына пошли мне, который
Будет похож на воителей -
Предков отважных моих!..
23.01.2001



***

И сердце бьётся для славы отчизны
И за награду,
И за кару
спасибо Господу!

За то, что Бог
Есть, явно есть,
Ему спасибо!

Адама с Евой сотворил,
А нас не вверг за их грехи
В неугасающий огонь…
Да будет славен!

Нас "обезьяной" не создал,
Но образ Свой нам даровал,
Спасибо Господу!

Я по земле своей хожу,
И сердце бьется для нее,
Во славу Родины служу,
Спасибо Господу!

Отцом и матерью рожден,
Отечеством усыновлен,
Спасибо Господу!

За жизнь, дарованую мне,
За попечение о ней,
За то, что в иночестве смерть
Приму, смиренный иерей,
спасибо Господу!
1996 г.



***

При покаянии Сам Господь слышит всё
Покаяние есть плод любви:
Кого любишь, охотно отдашь
Ему лучшее, - всё, что твое;
А когда недодашь красоту,
Что таится в душе у тебя,
После с раненым сердцем
Не спишь!..

Эта рана, лишившая сна,
Целью сделает радость любви…
Покаяньем, коль есть у тебя,
Ты живёшь для любви,
Сам - любовь!

Покаянье – основа основ,
Это наша опора и ствол,
Нас питающий,
Это свеча,
Возжигающая фимиам…

Покаяние -
Лествица та,
Что нас прямо на небо ведет:
Когда кается человек,
Сам Господь слышит всё,
Слышит всё…
04.10.2001



***

Если прав я, о чём мне плакать?
О чём же мне плакать,
Коль прав я
И исповедью очищен?!

Коль исповедью омыт я,
То что же душа моя плачет
И слезы по телу струятся?!

Достойным я стал причастья
И, значит, обожествленья,
И должен быть преисполнен
Одной благодарности только,
Ликующей и великой!

Так кто же, если не враг,
Меня наущает плакать?!

…Для радости,
Для благодарности
Господь меня создал!
3.11.2001



***
Пусть Бог благословит…

Я стражду!
Но о том кому поведать?
Да некому!
Никто и не поймет.
Но отчего то (почему неведомо)
Тебя мне все же так недостает…

Ты знаешь мою нежность, ощущаешь
Вкус запаха
И близости привет,
И волчий голод мой предощущаешь,
С каким к тебе влеком я, как поэт.

Кто страждет, бесконечно возжигая
Молитвенные свечи в честь твою.
Прося у Бога для тебя, родная,
Детей побольше, дружную семью.

И жизни дух, который ты дарила,
Я возвращаю трепетно тебе,
Сестра моя, невеста и царица,-
Бессонница в тревожной маяте!

Да, ты землей и родиной мне стала;
Алмазами лучистых глаз твоих
Я прорезал пространство океана…
И ладаном любви кадил мой стих.

Страдая от неясности безмолвной,
Взлелеяв свет, надежду обретя...
Пусть Бог благословит тебя тем словом,
Каким создал из мужнего ребра.
22.08.2001



***
ОДНА НАДЕЖДА

Кто имеет одну надежду,
Да будет это Господь!
Мне другой надежды
В моей борьбе не надо.
4 августа 2000 г.



***
МЫСЛЬ – СЕМЯ ДЕЛА

Дело исходит из мысли,
Мысль – это семя дела.
Муж
в достоинстве мужа,
Коль вес ему мыслей ведом.

Кто сердцем уготовляет
Зерно для земли, доколе
Засеет денно и нощно,
Стараясь в родимом поле.

Кто собирает жатву,
Ее в закрома направляя,
Всё делает с помощью Бога,
Во всем Творца величая!
1996 г.



***
Духовной дочери

Когда ты надеждой со мной поделилась
Об ожиданье седьмого ребёнка,
Всё твое личико просветилось
И стало ясное, как иконка
В простом домашнем иконостасе -
Как в неких царственных чертогах…
Что может быть материнства прекрасней?! -
То жизнь сама в священных истоках!..

Воистину райский у жизни смысл,
Не одолеть нас, когда есть дети!
О дочь моя,
ты как лестница, ввысь
Меня ведущая!
Благословись!
И руки мои
в молитве воздеты…
1.10.2001.



***
Тогда ты православный душой
Когда слово и дело
Едины и целы,
Тогда целен и ты,
Человек, гражданин…

Если верные дал
На вопросы ответы,
Ты душою воистину
Христианин!

Православного сердцем
И разумом здравым
Духом сильного я,
Возлюбив, назову

И потомком моим -
Дорогим, благонравным -
И монахом, чей сан
По достоинству чту…

Дай мне, Боже,
Твоих голосов благодатных
Мощь и силу, чтоб смог
В наших детях возжечь

Жажду веры, и правды,
И строительства Храма,
Духоносность молитвы,
Духоносную речь!
2.10.2001



***

Я был одинок под небом

Где же только не бродил я
И чего не видел только…
Чтобы, главное увидев,
В отчий дом свой возвратиться.

Был я и царем, и нищим,
и бродягой я скитался,
был я одинок под небом,
в снег и в дождь, в жару и в стужу.

Я испытывал страданья,
Получая облегченье,
Как наркотик в муках ломки,
Что порой невыносима…

Но с каким же упоеньем,
И усердьем, и азартом
Следовал я тем секундам,
Ими будто опьяненный…

Мнил я: ради тех мгновений
Мимолетных, суетливых
Стоило и жить, и с миром
Неизбежно состязаться…

Если б кто-то дал совет мне,
Чтобы я остановился,
Я б ответил, не колеблясь,
Что спокойствие есть мука…

Одержимому подобно,
Шел, переступая правду,
Справедливости не жаждал
И не мог остановиться…

Будто огонек болотный,
Образ вымышленный, лживый
Влек меня туда, где пристань
Лжи, в цветах пустой надежды…

Был я одинок под небом
В снег и в дождь, в жару и в стужу,
Чтобы, главное увидев,
В отчий дом свой возвратиться…
18.11.2001



***
СЕЙЧАС ИНЫЕ ПЕСНИ
ДЕТИ РАСПЕВАЮТ


Сейчас иные песни
Дети распевают.
Совсем иные игры
Царствуют сейчас…

Сейчас иное время.
И ценности иные.
…С иной улыбкой юмор
И с именем иным…

Бродили мы босыми
По рощам и оврагам.
…А ныне у компьютеров
Сидят, оцепенев.

Сейчас иные песни
Дети распевают.
Совсем иные игры
Царствуют сейчас…
16 января 2001 г.

***

Архимандрит Шио (Габричидзе) «Скажи мне, отче…» Стихи

Комментариев нет:

Отправить комментарий