суббота, 13 марта 2010 г.

Архимандрит Шио (Габричидзе) «Скажи мне, отче…» Стихи

Архимандрит Шио (Габричидзе)

Скажи мне, отче…

Стихи

пер. с груз. Валентин Никитин


***
Пир в куче навоза

Пируют в навозе мухи,
Стоит приятный галдёж;
После рукоплесканий
Входит во вкус кутёж!

Крупный самец – тамадою,
Лапками - по усам!
Горе тому, кто не выпьет,
Хотя выпивать устал…

Стол - не придумать лучше,
Просто сказочный стол,
Смрадный запах навоза
Запах духов превзошёл…

Встал тамада, не робок,
Оставил след на столе…
Словом разрубит всадника
Хоть бы и на коне!

- Друзья, этот тост за предков,
Без них бы не было нас!
Было немало застолий,
Высокопарных фраз.

Но наше застолье лучше,
Превыше похвал, ура!
Здесь каждый как тигр бенгальский,
Образно говоря.

Из мухи родится тыща,
Жужжащая как миллион,
Да здравствует род наш липкий,
Ура нам со всех сторон!...

Хлебнув хоботком из рюмок,
И разом грянув ура!!! -
«Мы львы!» - продолжали мухи
Жужжать среди бела дня.
04.04.1980, Москва



***
Желание и умение бороться
Понимание правды


Г-ну Гоче


Отдадут сыновей в застенок -
"Только б не бунтовали!.."
И душа пойдет за бесценок,
"Только б не бунтовали!"

Чтоб не стало огня и дыма,
Чтобы тьма такая сгустилась,
В которой неразличимы
Демоны то или люди,
Палач, его жертвы, судьи,
Жестокосердье и милость…

Да,"только б не бунтовали"
Идеям бурлить нельзя!
Пусть властвуют над умами
Как-нибудь втихаря,
И все дела утрясутся,
Уже утряслись. Вчера.

Мы в страхе избегнем бунта,
В могилы ляжем без страха;
Земля уже жутко вздута,
Всяк место найдет среди праха!




***
…Уметь увлечься борьбою,
Чтоб правду увидел каждый,
Видится мне такою
Задача моих сограждан.

Чтоб землю зря не топтали,
Чтоб небо зря не коптили,
Вассалы, а не вандалы,
Герои, а не громилы!
08.2001



***
У хитона я очутился...

Всё то, чему нас учили
Эллинские философы,
За ними - их эпигоны
Европейские гуманисты,
Открылось в подлинном свете
И оказалось внезапно
Простейшей и пресной ложью...
Тогда я сбросил оковы
И полной грудью вздохнул я!

…Сбежать удалось тогда мне
Тропами дальними предков
К собору Светицховели,
К великой святыне -
Хитону ...

Меня у хитона Христова
Встретили тихо, собравшись,
Наши отцы и матери,
Как свечи святые, горящие…
1.11.2001



***
Веры закон охраняет наш род…

Коль братское наше единство
Не озарит тебе сердца,
Ужели не покарает
Меня Господь всемогущий?!
Ужели не скажет мне Он:

Где ж был ты, зачем не умер?
Зачем ты ради собрата
Не вышел на поле брани
И голову не сложил ты?
Чего же ты ждал, чего же?
И если ждал, для чего?!

Так! - если под кровом смерти
О брат мой, ты умираешь
В руках моих, не оставлю
Тебя я и не отступлю…

Ведь я не могу со смертью
Под кровом одним ужиться!..
Ведь я - сын отца такого,
Что, видя смерть, загораюсь,
Готовясь к последней схватке!..
Блюдя то правило веры,
Что мой народ сохраняет
Столетья…
Из рода в род!..
10.12.2001



***
Поднимаем головы к Небу,
проснувшись…

Отцу Микаэлу

Мы до поры молчали терпеливо,
Служенья дожидаясь своего
В Святой Земле…
И, наконец, на Рождество Христово
В самом богохранимом Вифлееме
В двухтысячном году
Сподобились…
И грянул колокол!..

Тогда по Божьей милости в знаменье
Нам к несказанной радости открылось:
Через потир старинный, привезенный
Из Мцхета, нам, монахам православным,
А через нас –
Грузинскому народу,
Дарована божественная сила
Самим Христом…

И вот, встаём мы,
Плечи расправляем,
И спину выпрямляем,
Сон стряхнув…

Святая Церковь,
Хоть и существует
Две тыщи лет, но заново сегодня
Встает в красе исконно молодой,
Вновь украшаясь,
Обновляясь снова
И возрождаясь силою сердец…
И небеса воистину ликуют!

Да, Церковь вечно юная, жива!
Ковчег духовный,
Он непотопляем!
И снова мир
С надеждою и верой
К ней тянется
И ею созидаем…

Я этого дождался,
В церкви я,
И счастлив так,
Что будто молодею…

В святилище
Народа моего
Монахи предстоят и богомольцы,
Для этого растили
Нас отцы...
26.11.2000




***
Ряженые

Если перерядится
Неверующий в богомольца,
Мнится ему, что знает
Где грех он, а где благодать…

И все ж его беспокойство,
Как суеверье, снедает;
Боится он быть уличенным
В том, что бесчестно врать!

Неверующего поступки
Бесплодны и бесполезны,
Подобны усильям слепого, -
Его молотьбе на току…

Бессмысленны эти жесты,-
Без веры нет благодати!
Неверующий – безумец,
Подобен пустому свистку!

Используют веру часто,
Как боевое оружье;
Красиво стоят на службах,
Красиво крестятся то ж;

Где нужен поклон в реверансе, Кланяются умело,
Наставников обсуждают,
Собою корчат святош!

Но знает страна их «заслуги»,
Их набожность напускную,
Когда во главе процессий
С иконами рядом идут…

Идут впереди достойных
Наставников, спрятав когти,
Усердные «богомольцы»…
Но Бога не обмануть.
10.2001



***
РОДНОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК

Плечи обняв твои нежно руками,
Жажду я в сердце вместить образ твой,
Чтобы затем уже, под облаками,
Слиться нам с небом звездою одной…

И целовать тебя, всю в ореоле
Тихой молитвы и света луны…
Ведь человек пребывает, доколе
Духом любви вдохновляемся мы.

Так отдели же меня вместе с небом,
Чтобы тебе фимиам воскурять
В потусторонности той, где я не был,
Где красота твоя как благодать!..
1.4.1998



***
Человеку необходимо испытание

Когда грядет испытанье,
Внезапно удар получишь
(Быть может, ударит попутчик),
Поймешь: тебя вразумляют,
Есть кто-то покруче, получше…
Возьми ты тогда тайм-аут.

Да, есть, Кто денно и нощно
И на земле и на небе,
Следит за порядком повсюду,
Даже кнутом вразумляя!..
Хотя мы не верим чуду.

Он есть, Он мира Создатель,
Ход времени определивший,
Лозу на земле насадивший
И благодати Податель…

Тогда облекутся смыслом
Все вещи и имена все…
Светящийся столп небесный
К тебе снизойдет воочью…

Светает в стихе и в сердце,
И в будущем, и в настоящем,
И человек, сын Божий,
К свободе призванный Богом,
Становится боготворящим…
03.1996



***
Руки праведного в темноте озаряют как свечи

Чисты у праведника руки,
Чисты глаза…
И руки светятся, и очи
Святит слеза.

Коль человеком ты родился,
Умри как он,
В сиянье кротком, вышним светом
Благословлён...

Ты Бога о такой кончине
Всю жизнь моли! -
Ведь люди, если не благие,
Как прах, мертвы.

Ты в правде ли? Тогда путь светел,
Светильник ты.
Ты в правде ли? Как Бог бессмертен
Тогда и ты.
10.10.2001



***
Каждый грузин во храме
Отцу Амвросию

Благодарю тебя, Боже!
За всё и за всех в сей жизни,
За сохранение цельности
В стольких огненных ливнях...

Благодарю тебя, Боже,
За всё, что очи узрели,
Что Ты подождал терпеливо,
Пока они не прозрели…

Не закрывай их, Боже,
Быть сыном Тебе сподоби!
И сердце любовью к ближним
Милостиво наполни…

Сожги меня, испепели Ты,
Чтоб мерзости все сгорели!
Кнута для меня не жалей Ты,
Пока мои кости в теле.

Еще помоги мне, Боже,
Свой крест пронести, как знамя!
Чтоб жил для своей отчизны,
Готов для нее на закланье!

Молюсь наяву и в сказке,
Я твой, я Тебя взыскую,
Хочу возрожденной видеть
Страну и землю родную…

Где каждый грузин во храме,
Славой Божьей согретый…
Где нивы, долины, горы
И люди залиты светом!

Где слава иберов воспряла
На мировой арене,
"Моя прекрасная Грузия,
Где встретишь страну милее?!"
1996 г.

слова из популярной песни 50-х годов



***
Звёзды - вне рекламы

Выставки и рекламы
Праведным нежеланны,
Ибо свои богатства
Держат они для братства.
Клад, даже если скрыт он,
Себя проявит магнитом:
Сила его и власть
Мхом обрастать не даст…

Реклама нужна пустому
Безжизненному фургону,
Чей путь, воровской по сути,
Исчадие тьмы,
Увы!

Когда на продажу что-то
Толкает реклама круто,
То это отнюдь не клад…
И можно ль верить торговцу,
Который готов, вняв спросу,
Своими детьми торговать?!

Да ты человек ли разве?
Корысть тебя гложет язвой,
Душою своей прогорк…
Глупец, что взамен получишь,
Что было б ребёнка лучше?!
Простит ли такое Бог?!

Пусть дети взойдут над нами
Как звезды, что вне рекламы!
Чтоб неба родного синь
И всё земное пространство
Украсилось ими часто…
Реклама, чур меня! – сгинь!..
1.01.2001




***
Крест и Господь хранят нас

Мерабу (ныне монаху Георгию)

Ты оказался в беде…
Вместе с тобою и мы.
Вместе легли мы костьми,
Вместе воспрянули мы...
Видно, спасла нас печать
Троицы Пресвятой…
Разве могли мы просить
Бога о чем-то ином?!
Крест и Господь нас хранят.
Ах, как мы были черны!
Но благодатью святой
Стали очищены мы.
Жизнь нам дарует Господь
Ровно настолько, чтоб нам,
Не уменьшая накал,
Пламенем ярким гореть.
Братству-единству, всем нам,
Нашим родным сыновьям
Выпали, значит, не зря
Все испытанья войны.
Это духовная брань
За единенье с Христом,
С болью и горечью дум,
С негой сердечных молитв!
Все мы по воле своей
Пригвождены ко Кресту,
Чтобы с достоинством нам
Жизненный крест свой нести.
Как тетива, наша жизнь,
Туго натянута, лук
Доблестно, на высоте,
Держит в руках монастырь.
Детям, родным и друзьям,
Родине, жизни самой
И колыбели ее
Мы неизменно нужны.
Все испытанья и боль
Мы одолеем, Бог даст,
Чтобы, воспрянув, стоять
Твердо, в служенье добру!..
12.11.2002


***


Комментариев нет:

Отправить комментарий